четверг, 23 апреля 2009 г.

Продолжение существительных

[овь] [овь] [ви] [овь] [овью] [ви]
любовь
Исключение. Чередующийся корень.

[о] [а] [у] [о] [ом] [е]
письмо, дерево, место, колесо, лицо, плечо, барахло, зеркало, лето, слово, стекло, добро, крыльцо, окно, беспокойство, село, небо, логово, утро, одеяло, ухо, масло, блюдо, дело, пятно, мясо, железо, бревно, рыло, любопытство, вино, блаженство, богатство, правило, яблоко, дуло, творчество, искусство, царство, государство, семейство, чудо, существо, обстоятельство, тело, доказательство, начало, человечество, агентство, общество, предательство, бегство, дерьмо, сено, кресло, устройство, чтиво, свиноводство, электричество, детство, правительство, чело, варварство
Средний род.

[ок] [ка] [ку] [ок] [ком] [ке]
рассудок, цветок, мешок, переулок, кусок, порядок, подбородок, зевок, свёрток, чесночок, пирожок, рывок, уголок, потолок, смешок, голосок, поселок, звонок, слушок
Мужской род. Неодушивлённые.

[я] [и] [и] [ю] [ей] [и]
комиссия, история, милиция, администрация, пригоршня, функция, антимония, физиономия, лекция, рептилия, эволюция, доля, биология, информация, экспедиция, конструкция, обсерватория, реакция, депрессия, анархия, траектория, семья, колония, демократия, серия, ситуация, полиция, неделя, компания, аудитория, симпатия, кремация
Женский род. Неодушевлённые. Окончание <согласная>-ия. В правило не вписываются слова пригоршня, доля, семья, неделя.

[ая] [ой] [ой] [ую] [ой] [ой]
справочная, прямая, вселенная
Это как ни крути прилагательные, просто используются как существительные. Женский.

[й] [я] [ю] [й] [ем] [и]
гравий
Вот одно такое странное слово.

[ень] [ня] [ню] [ень] [нем] [не]
камень, уровень, перечень
Мужской род.

[а] [ы] [е] [у] [ей] [е]
улица, половица, луковица, царица, мельница, птица, красавица, учительница, соучастница
Женский род. Перед окончанием ц.

[ь] [я] [ю] [ь] [ем] [е]
указатель, двигатель, корабль, фонарь, тоннель, госпиталь
Мужской род. Неодушивлённые. Перед окончанием л или р.

[а] [] [ам] [а] [ами] [ах]
ворота, чернила, небеса
Женский род. Неодушевлённое.

[а] [и] [е] [у] [ей] [е]
крыша, галоша, калоша, тысяча, сдача, видеопередача, встреча, неудача
Женский род. Неодушевлённое. Базовая форма оканчивается на ч или ш.

[ё] [я] [ю] [ё] [ём] [е] ружьё, бельё. Средний род.

[] [] [] [] [] [] рандеву, депо. Исключения не склоняемые слова.

[е] [я] [ю] [е] [ем] [е]
лукоморье, платье, море, подполье. Средний род.

[ый] [ого] [ому] [ого] [ым] [ом]
учёный. Образовано от прилагательного. Мужской род.

[ец] [ца] [цу] [ец] [цом] [це]
конец, огурец, дворец. Мужской род. Неодушевлённое. Изменяющийся корень.

[ец] [ьца] [ьцу] [ьца] [ьцем] [ьце]
доброволец, комсомолец, пришелец. Мужской род. Одушевлённое. Базовая форма оканчивается на -ол -ел.

[ец] [ца] [цу] [ец] [цем] [це]
запорожец, колодец. Мужской род. Неодушевлённое.

[ая] [ей] [ей] [ую] [ей] [ей]
прихожая. И снова прилагательное.

[ийся] [егося] [емуся] [егося] [имся] [емся]
нижеподписавшийся. Ну вот, разнообразие, теперь - причастие.

[ол] [ла] [лу] [ол] [лом] [ле]
угол. Изменяющийся корень.

[я] [ени] [ени] [я] [енем] [ени]
время, имя, племя, семя. Женский род. Неодушевлённое. -имя -емя

[ь] [я] [ю] [ь] [ём] [е] рубль, гвоздь. Мужской род.
[я] [и] [е] [ю] [ёй] [е] чешуя, земля, свинья. Женский род.

[ель] [ля] [лю] [ель] [лем] [ле] кашель. Изменяющийся корень.

[ек] [ка] [ку] [ек] [ком] [ке] горошек, полтинничек, подарочек. Мужской род. -чек. Я не удивлюсь, если суффикс -щек тоже сюда входит.

[он] [на] [ну] [он] [ном] [не] сон. Изменяющийся корень.

[ец] [ьца] [ьцу] [ец] [ьцем] [ьце] палец. Изменяющийся корень.

[ей] [ья] [ью] [ья] [ьём] [ье] воробей. Изменяющийся корень.

[ь] [я] [ю] [я] [ём] [е] царь, конь. Да уж. Родственные слова, однозначно.

[] [а] [у] [а] [ем] [е] царевич, муж, принц. Мужской род. Одушевлённое. ц ч ж

[ец] [ца] [цу] [ца] [цом] [це] молодец, отец
[ец] [ца] [цу] [ца] [цем] [це] молодец
Тут отличный пример омонимов. Вероятно можно пока запихнуть в исключения.

[ь] [я] [ю] [я] [ем] [е] лебедь, гость. Мужской род, одушевлённое.
[ь] [и] [и] [ь] [ём] [и] путь. Мужской род, неодушевлённое.
Да, видимо мягкий знак на конце мужского рода встречается не часто.

[й] [я] [ю] [й] [ем] [е] апогей, рай, покой. Мужской род, неодушевлённое.

[] [а] [у] [] [ем] [е] экипаж. Иностранное слово, на сколько я понимаю.

[ел] [ла] [лу] [ел] [лом] [ле] узел, замысел
[ёл] [ла] [лу] [ла] [лом] [ле] орёл
Мужской род, На сколько я понимаю. Буква ё тут выступает наравне с е.

[ь] [ери] [ери] [ь] [ерью] [ери] дочь, мать. Устаревшие слова. Изменение формы. В исключения однозначно.

[я] [и] [е] [ю] [ей] [е] деревня, простыня. Женский род -ня. Анимешники ликуйте.

Выводы
Уфф, насколько же сложно себя заставить вручную проанализировать семь сотен слов. Но я таки сделал это. Теперь зная общую картинку, могу сказать, что если свести результаты в таблицу, можно будет увидеть некоторые общие свойства. В таблицу не стоит включать слова помеченные как исключения, иностранные, или с чередующимся корнем, ибо всё равно это материал не для систематизации, а для словаря. После, из этой таблицы надо составить другую таблицу, где для каждого окончания выделить варианты склонения для этого окончания. Мутно написал, короче свести в таблицу данные, которыми оперировала программа во время работы. И на основании этой новой таблицы выявить новые правила. Вобщем, основная задача - минимизировать набор правил, который позволит с наибольшей точностью склонять существительные.

Комментариев нет: